Стертая дизартрия - что это такое, у детей дошкольного возраста, характеристика, формы
7 мин чтения   Статья проверена врачом
Формы и причины стертой дизартрии

Формы и причины стертой дизартрии

Расстройства фонетической и просодической составляющих речи бывают вызваны негрубым нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. В такой ситуации патология протекает в легкой форме, ребенку ставится диагноз «стертая дизартрия». Она проявляется в виде нечеткости произношения из-за искажения звучания звуков, может сопровождаться сложностями автоматизации, ухудшением выразительности речи. Нередко расстройство выявляется случайно, например, при осмотре ребенка на предмет косвенных симптомов состояния. Даже при столь смазанной клинической картине диагностика стертой дизартрии и ее последующее лечение обязательны. В противном случае проблема будет усугубляться, приводя к дефектам восприятия, для избавления от которых требуется коррекция нарушений чтения и письма.

Часто патология обнаруживается случайно при осмотре ребенка на предмет косвенных симптомов состояния.

Терминология, формы и стадии нарушения


Диагноз «стертая дизартрия» появился почти полвека назад и был предложен логопедом О.А. Токаревой. Тогда его использовали для описания легкой формы псевдобульбарной дизартрии, которая проявлялась неярко, но сопровождалась сложностями коррекции. Споры относительно терминологии, используемой в таких случаях, не прекратились до сих пор.

Пока под стертой формой дизартрии принято понимать минимальное речевое расстройство дизартрического типа.

Сегодня стертая форма дизартрии условно разделена на несколько групп:

  • корковая – повреждение центров в коре головного мозга негативно сказывается на фонетической составляющей произношения;
  • экстрапирамидная – поражение подкорковых ядер и ганглиев сопровождается проблемами с интонационно-выразительной окраской речи;
  • псевдобульбарная – нарушение функциональности проводящих путей, которые следуют к ядрам черепно-мозговых нервов от коры ГМ, сказывается на всех фонетико-фонематических показателях;
  • смешанная – чаще всего это легкая степень псевдобульбарной дизартрии, дополненная признаками еще одной группы расстройств.
Один из типов заболевания псевдобульбарный, когда нарушены проводящие пути к черепно-мозговым нервам.

По статистике, стертая форма дизартрии у детей выявляется при обследовании половины детей с общим недоразвитием речи. Такой диагноз требует особого терапевтического подхода, а ребенок с ним нуждается в повышенном внимании.

Причины и выявление в раннем возрасте


Проблемы со стороны речи, характерные для стертой дизартрии, обусловлены снижением функциональности мышц языка, губ, мягкого неба на фоне неполноценной иннервации. Окончания поражаются избирательно в результате органических повреждений некоторых отделов ЦНС.
Чаще всего провокаторы развития фонематического и фонетического сбоев действуют на организм ребенка еще в момент его пребывания в утробе матери.

Возможные причины стертой дизартрии:

  • нарушение внутриутробного развития – опасность представляет сложное протекание беременности, усугубленное токсикозом, повышенным АД, диабетом, нефропатиями. Чаще всего проблема заключается в нарушении доставки кислорода плоду, что приводит к задержке его развития. Также стертая дизартрия может стать последствием резус-конфликта;
  • инфекционные заболевания, перенесенные беременной – легкая степень речевого расстройства грозит при развитии патологий такого типа в третьем триместре. Повышенные риски сопряжены с герпесом, гепатитом, токсоплазмозом, цитомегалией;
  • сложности в родах – нарушение работы речевого аппарата может возникнуть на фоне длительного безводного периода, стремительных или затянувшихся родов, легкой асфиксии новорожденного. Потенциальные риски повышаются в случае применения во время родоразрешения щипцов или метода вакуумной экстракции;
  • некоторые заболевания раннего возраста – иногда стертая дизартрия возникает в результате органических изменений в головном мозге ребенка уже после его рождения, но до момента появления речи. Чаще всего это становится последствием перенесенного инфекционного заболевания, осложненного энцефалитом или менингитом. В отдельную группу риска входят дети с патологическими реакциями на применение различных вакцин.
В группе риска находятся дети с патологическими реакциями на различные вакцины.

В большинстве случаев дети, на организм которых действовал какой-либо из перечисленных факторов, наблюдаются у невролога или педиатра.

При отсутствии признаков повреждения головного мозга их через год снимают с учета, в противном случае сохраняется контроль за развитием малыша.

Это позволяет довольно рано выявить дизартрию или ее косвенные симптомы. На фоне мягкого течения патологии диагноз может быть поставлен гораздо позже. Например, когда ребенок плохо справляется на занятиях по рисованию или никак не может освоить навыки самообслуживания.

Особенности клинической картины

Симптоматика стертой дизартрии зависит от формы патологии, возраста малыша, его индивидуальных особенностей. В любом случае, все тревожные признаки будут максимально смазаны, многие даже останутся неочевидными для родственников и родителей ребенка. Обычно диагноз ставится детям пяти или шести лет, которые до этого наблюдались у невролога или логопеда по поводу дислалии.


Чаще врачи ставят диагноз детям в возрасте 5-6 лет.

Основные проявления заболевания делят на несколько категорий:


  • нарушения общей моторики – неловкость, ограниченность арсенала движений, быстрая утомляемость мышц. Сложности со стоянием на одной ноге, прыжками на ней, хождением по узким поверхностям. Особенно заметна моторная неловкость при попытке имитации заявленных движений, в танцах или спортивных занятиях. Дети не держат ритм и не могут подстроиться под него;
  • проблемы с мелкой моторикой рук – у детей со стертой дизартрией они возникают в момент, когда ребенок начинает осваивать навыки самообслуживания. Сложности проявляются в невозможности выполнения элементарных действий, например, застегивании пуговиц, завязывании шарфа или шнурков. Дети со стертой дизартрией не любят рисовать, работать ножницами, вообще действовать руками. Выполнение проб-тестов и упражнений пальцевой гимнастики вызывает у них трудности, при напряжении качество движений резко падает. Малыши, которые начинают писать, часто заменяют буквы схожими по звучанию. У них неравномерный и некрасивый почерк, пишут они медленно;
  • особенности работы артикуляционного аппарата – скупость мимики, вялость мышц лица при пальпации, рот постоянно приоткрыт. Из-за мышечной слабости ребенок не может собрать губы трубочкой, отмечается снижение амплитуды движений языком в сравнении с нормой. Все эти явления приводят к искажению звуков, их смешиванию, ухудшению интонации;
  • специфика звукопроизношения – звуки искажены, смешаны, некоторые отсутствуют в речи, но изолированно пациент способен их произносить. Снижены показатели внятности и разборчивости речи из-за проблем с шипящими, межзубного произношения. При стертой дизартрии максимальные проблемы представляют слова сложной слоговой структуры;
  • нарушение интонационно-выразительной окраски – нарушается тембр речи, он принимает назальный оттенок. Темп обычно слегка ускорен при минимальной интонационной окраске. Малыш не может выразительно рассказывать стихи, говорит монотонно. Зачастую ему не хватает речевого выдоха из-за чего он как бы захлебывается.
При наличии болезни у ребёнка наблюдаются вялость мышц лица при пальпации, рот постоянно приоткрыт.

Симптоматика речевого расстройства неоднородна. Детей со стертой дизартрией врачи условно разделяют по группам в соответствии с яркими особенностями, характерными для конкретного вида нарушения.


Условная классификация больных

При логопедическом обследовании становятся очевидны особенности течения стертой дизартрии.
Они позволяют отнести пациента к одной из трех групп.

Классификация по общему речевому развитию:

  • первая группа – высокий уровень развития коммуникативной функции, но сложности с усвоением, применением и различением предлогов, приставочных глаголов. Речь связная, богатый словарный запас, проблемы с произнесением артикуляционно сложных слов. Клиническую картину дополняют трудности пространственного восприятия;
  • вторая группа – расстройство звукопроизношения и скупая интонационная окраска дополняются нарушением фонематического восприятия. Ребенок делает ошибки в воспроизведении схожих звуков и слов, его словарный запас отстает от возрастной нормы. Это дополняется проблемами в образовании слов, ошибками в согласовании частей речи;
  • третья группа – дети со стойкими речевыми расстройствами и нарушением фонематического слуха. У них скудный словарь, проблемы с освоением слоговой структуры, многочисленные грамматические ошибки.
Имея вторую группу заболевания, ребенок делает ошибки в воспроизведении схожих звуков.

Такая классификация лишь условно разделяет пациентов. На практике она позволяет четко распределять их по группам детского сада или школ для дальнейшего лечения.

Диагностические критерии и методики

При появлении подозрений на речевое расстройство у ребенка рекомендуется отправиться на консультацию к невропатологу для уточнения ситуации. Специалист соберет анамнез, осмотрит малыша, назначит виды обследований для выявления органического повреждения головного мозга. Неврологический этап диагностики обычно включает ЭЭГ, МРТ, электронейромиографию.
После постановки диагноза и с результатами обследования ребенка следует отправиться к логопеду. Он изучит полученные данные, исследует состояние мелкой и общей моторики пациента, оценит функциональность мимических мышц и качество речевого дыхания. Также будут проведены тесты на произношение звуков, слух, грамматику, лексику. Возможен и обратный алгоритм действий – от логопеда к неврологу.

Коррекция и лечение

Получение стойкого положительного эффекта возможно при комплексном подходе к терапии. Он включает одновременное лечение основного заболевания и коррекцию стертой дизартрии.


Больному прописываются ноотропы для стимуляции работы нервной системы.

Принципы борьбы непосредственно со стертой дизартрией:

  • медикаментозная терапия – прием ноотропов, витаминов группы В, аминокислот и других стимуляторов работы нервной системы;
  • гимнастика – работа пальцами и выполнение упражнений, направленных на задействование артикуляционного аппарата, снимают паретичность мышц. Они обязательно дополняются дыхательными приемами;
  • массаж – все виды логопедического, классический, точечный;
  • упражнения для коррекции речевых расстройств – доведение правильного произношения звуков до автоматизма.

Полный курс лечения может занимать несколько месяцев, поэтому родителям следует набраться терпения. Отказ от терапии или игнорирование рекомендаций врача может привести к развитию осложнений.

Стертая дизартрия грозит перерасти в заикание у взрослых, проблемы с социальной адаптацией, торможение умственного развития.

Профилактические меры

Основной превентивной мерой в случае со стертой дизартрией является планирование семьи и правильное ведение беременности. Еще на этапе подготовки к зачатию будущие родители должны убедиться в своем здоровье, отказаться от вредных привычек. Не стоит практиковать сомнительные методы родоразрешения, нетрадиционные подходы. Также в качестве профилактики выступает повышенная осторожность в обращении с малышом в первые месяцы жизни.

Стертая дизартрия только на первый взгляд является незначительной проблемой. На деле она может стать причиной появления в жизни человека ряда ограничений. Иногда отсутствие своевременного лечения не позволяет индивиду полностью реализовать свой потенциал.


Рейтинг автора
1
Автор статьи
Ветров Александр Борисович
Врач-невролог-реабилитолог
Написано статей
7
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

В разделе консультаций вы всегда можете проконсультироваться по вашей проблеме и задать интересующие вас вопросы. Консультацию ведёт Погребной Станислав Леонидович. Практикующий врач, Невролог. Опыт работы - 12 лет. Сотрудник кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей НГМУ. Спросить врача