Дизартрия - что это такое у детей с нормальным психофизическим развитием
8 мин чтения   Статья проверена врачом
Что такое Дизартрия и как с этим бороться?

Что такое Дизартрия и как с этим бороться?

Согласно официальному определению, дизартрия – это одна из форм речевого расстройства, которая возникает в результате ухудшения функциональности определенных нервов. На этом фоне отмечается снижение моторики речевого аппарата из-за ограничения подвижности губ, языка, мягкого неба. Проблема, как последствие нарушения работы нервной системы, характеризуется замедленностью и общей недоразвитостью коммуникативной функции. Неврологи выделяют несколько форм патологии, каждая из которых обладает своими особенностями. Расстройство является следствием воздействия приобретенных болезней или врожденных недугов. Диагноз ставится по результатом ряда обследований и неврологических тестов, а лечение подразумевает индивидуальный комплексный подход.

Что это такое?

Дизартрия речи – это тяжелое неврологическое нарушение, способное возникнуть на фоне множества болезней нервной системы. В результате влияния на организм психофизических факторов пациент начинает испытывать проблемы с произношением отдельных звуков или целых слов.

Несмотря на определение, дизартрию нельзя расценивать как самостоятельный недуга. Она выступает лишь в качестве одного из симптомов серьезного поражения головного мозга, поэтому нуждается в немедленной профессиональной оценке и срочном лечении.

Проблема, обусловленная недостаточной иннервацией речевого аппарата, часто усугубляется поражением центрального отдела речедвигательного анализатора. Такой обширный паралич проявляется снижением качества произношения звуков, угнетением речевого дыхания, изменением голоса, ошибками в выделении пауз и слогов. В самых тяжелых случаях диагностируется анартрия, при которой речь становится невнятной.

Классификация

Развитие речевого расстройства у детей происходит по разным сценариям.

Мнение эксперта
Ветров Александр Борисович
Невропатолог. Автор статьи
Задать вопрос эксперту
Неврологами была разработана классификация дизартрии по ряду параметров, что позволило облегчить постановку диагноза и упростить процесс подбора терапии.

В зависимости от локализации очага поражения и клинической картины выделяют такие формы дизартрии:

  • бульбарная – в продолговатом мозге поражаются ядра черепно-мозговых нервов – у детей отсутствует мимика, артикуляция невнятная, отдельные звуки трудно отличать друг от друга. Возможны признаки проблем с глотанием жидкой пищи, жеванием, обильно выделяется слюна. У пациента сглажена или полностью отсутствует мимика. Больной говорит в нос, могут присутствовать хрипота, осиплость;
  • псевдобульбарная – страдают корково-ядерные проводящие пути – речь монотонная и однотипная, нередко прерывается непроизвольными приступами плача или смеха. Это самая распространенная форма дизартрии у взрослых и детей, для которой характерны спастический паралич мышц и их гипертонус. Больше всего проблем у пациента возникает с управлением языком. Больной не может поднять его кончик вверх или отвести в сторону, удержать в одном положении. Клиническая картина дополняется обильным выделением слюны, пациент часто ощущает, что поперхнулся. Для речи характерны смазанность и невнятность, назальность, проблемы с шипящими и свистящими;
  • корковая – проблемы локализованы в отвечающих за артикуляцию участках коры головного мозга в виде очагов – проявляется неправильным произношением слогов при сохранении структуры слов. Патология представлена двумя отдельными формами, одна из которых сопровождается ухудшением навыков чтения, письма и понимания речи;
  • мозжечковая – проблемы в мозжечке и его проводящих путях – специфическое и очевидное расстройство, при котором дети сильно растягивают речь и произносят фразы толчками. У пациента отмечаются частые перепады громкости и тональности голоса. Сбой координации речевого акта нередко сопровождается дрожанием языка, отдельными выкриками. Клиническая картина в большинстве случаев дополняется проблемами с равновесием, шаткой походкой, нескладностью движений;
  • подкорковая – особый дополнительный пункт классификации дизартрии, указывающий на проблемы в подкорковых структурах, которые отвечают за формирование речи – отличается появлением вынужденных движений мимических и артикуляционных мышц. Симптомы могут возникать и в состоянии покоя, дополняются нарушением тембра и силы голоса, непроизвольными гортанными выкриками;
  • смешанная – сочетанная патология, которая чаще всего выявляется у детей младшего возраста и становится последствием ЧМТ.
При проблемах в мозжечке и его путях дети сильно растягивают речь.

Отдельно выделяется холодовая дизартрия. Это речевое расстройство проявляется только на фоне пребывания человека на холоде. Пострадавший даже после перехода в тепло в течение какого-то времени не может справиться с языком, чтобы четко выговаривать звуки и слова.

Логопедическая классификация

Дизартрии дополнительно разделяют на несколько групп в зависимости от степени поражения речевого аппарата и выраженности симптоматики. Принадлежность к той или иной форме устанавливается логопедом по результатам личного осмотра пациента.

Виды расстройства согласно логопедической классификации:

  • I степень – стертая дизартрия у детей 4-5 лет. Характерно искажение или смешение звуков, могут быть сложности с произнесением шипящих или свистящих. Иногда диагностируется у малышей с психофизическим развитием в пределах нормы. Постановка диагноза осуществляется только специалистом, терапия в большинстве случаев дает положительный результат;
  • II степень – речевые дефекты очевидны даже для не профессионала, но речь понятна и разборчива;
  • III степень – произношение существенно искажено, его смысловую составляющую улавливают только родные и близкие пациента;
  • IV степень – речь неразборчива или непонятна даже родным больного, может вообще отсутствовать.
При 4 степени отклонения речь не понятна и не разборчива.

Даже первая степень дизартрии сопровождается нарушением функций головного мозга, которые могут привести к серьезным негативным последствиям. Дети, чьи речевые расстройства игнорируются родителями, сложнее адаптируются в социуме, испытывают сложности в учебе, у них замедлено общее развитие.

Причины возникновения

Речевое расстройство в большинстве случаев имеет врожденную природу. Причины дизартрии нередко закладываются еще во время внутриутробного развития плода.
Механизм развития проблемы может быть основан на нарушении церебрального кровообращения, нейроинфекционном процессе, разрушении миелиновой оболочки нейронов.

Среди потенциальных причин развития дизартрии самыми распространенными врачи считают следующие:

  • болезни, перенесенные беременной женщиной – особо опасными считаются инфекционные патологии;
  • выраженный токсикоз;
  • черепно-мозговые травмы, полученные ребенком во время родов;
  • гипоксия плода, например, на фоне анемии беременных;
  • резус-конфликт;
  • сложные (затяжные или стремительные), преждевременные роды;
  • асфиксия новорожденного;
  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • сильное отравление;
  • продолжительная физиологическая желтуха новорожденных;
  • воспалительные, гнойные и/или инфекционные заболевания головного мозга, ЛОР органов;
  • черепно-мозговые травмы в дошкольном возрасте.
Отклонение может появиться из-за гидроцефалии.

 

У взрослых дизартрия также возможна. Чаще всего она становится последствием тяжелой травмы головы, инсульта, инфекционной или воспалительной болезни ГМ, церебральной опухоли. Иногда расстройство выявляют у лиц с рассеянным склерозом, миотонией, болезнью Паркинсона, олигофренией, нейросифилисом, миастенией.

Примечательно, что дизартрия, протекающая у взрослых, не становится причиной общего распада речевой функции.

Она не вызывает проблем с восприятием пациентом информации, не оказывает негативного влияния на слух, письмо или чтение.

Диагностика заболевания

Если у ребенка возникают трудности с речью, очевидны сбои звукопроизношения, стоит показать его неврологу или логопеду. Симптомы дизартрии – недостаточный фактор для постановки точного диагноза, несмотря на их специфичность. Важно не только установить факт речевого расстройства, но и выявить его причины.

Базовая диагностика дизартрии состоит из таких моментов:

  • речевые тесты – проверка нарушений по качеству произношения слов, темпу и ритму говорения. Врач оценивает словарный запас ребенка, проверяет, насколько хорошо тот понимает обращенные к нему слова;
  • оценка физиологических показателей – выявлений патологий, не связанных с работой артикуляционного аппарата. Осмотр включает оценку развития лицевой мускулатуры, проверку типа и качества дыхания малыша;
  • исследование мимики – позволяет получить представление о качестве работы мышц;
  • проверка письма – дополнительное исследование, которое проходят пациенты старше пяти лет.
Процесс диагностики больного включает в себя исследование состояния лицевой мускулатуры.

 

Многие патологии головного мозга проявляются в виде дизартрии или сопровождаются ею. Для их выявления пациента направляют на ЭЭГ, МРТ, электромиографию. В качестве дополнительных подходов могут быть использованы электронейрография, транскраниальная магнитная стимуляция. По показаниям пациенты проходят консультации у ЛОРа, стоматолога.

Психолого-педагогическая характеристика

Дефекты произношения – не единственное проявление дизартрии. Речевое расстройство сопровождается возникновением ряда особенностей у ребенка, которые могут негативно сказаться на качестве его жизни.
Даже легкие степени дизартрии дополняются специфическими признаками, по которым проблему можно выявить еще до того, как станут очевидны сами нарушения речи.

Особенности детей, больных дизартрией:

  • проблемы с мелкой моторикой – сложности с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, удерживанием пишущих принадлежностей, использованием ножниц;
  • замедление обучаемости в сравнении с недавними успехами или другими детьми;
  • неразборчивый или неправильный почерк, его неравномерность. У детей помладше это проявляется в постоянном изменении нажима на карандаш, фломастер;
  • неуклюжесть, которая особенно ярко проявляется в танце. Сложности с выполнением физических упражнений, а также танцевальных элементов под ритмичную музыку.
У маленьких детей с патологией происходит изменение силы нажима на карандаш при рисовании.

В более взрослом возрасте такие особенности могут стать причиной появления у ребенка проблем в общении со сверстниками. Чем дольше тревожные признаки будут игнорироваться, тем сложнее будет скорректировать состояние.

Лечение нарушения

Схема терапии подбирается индивидуально в соответствии с особенностями случая. Лечением дизартрии совместно занимаются невролог и логопед.

Для получения от подхода максимального эффекта занятия с профессионалами и терапевтические процедуры должны быть дополнены домашней работой родителей с ребенком.

Методы и направления лечения дизартрии:

  • медикаментозная коррекция – прием ноотропов, которые стимулируют мозговую деятельность, укрепляют внимание и память. Дополнительно могут быть назначены натуральные препараты для снятия психоэмоционального напряжения;
  • логопедическая коррекция – индивидуальные и групповые занятия, направленные на улучшение движений губ и языка, разработку речевых мышц. В ходе занятий специалист не только выполняет с ребенком упражнения для оттачивания произношения, но и развивает мелкую моторику, отрабатывает выразительность речи;
  • физиотерапия – включает различные аппаратные методики и лечебные ванны;
  • ЛФК и массаж – физические упражнения подбираются для разработки мимических мышц, снятия общего напряжения. В ходе терапии используется несколько техник массажа, в том числе, точечный;
  • применение альтернативных методик – с целью лечения у детей проявлений дизартрии могут быть использованы гирудотерапия, иглоукалывание, изотерапия, работа с песком, плавание с дельфинами.
Заболевание можно лечить с помощью ноотропов.

Максимальный эффект в лечении расстройства достигается при комплексном использовании приведенных направлений и приемов. С разрешения врача их можно дополнить средствами народной медицины, занятиями пением или музыкой.

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Дизартрия у детей, которая не сопровождается психофизическими расстройствами, хорошо поддается коррекции. Лечение подразумевает стандартные методы борьбы с признаками заболевания, которые заключаются в рекомендациях логопеда, физиотерапевта, массажиста.
Дополнительно необходимо вмешательство невролога. Врач будет вести борьбу с причиной расстройства, что позволит избежать трудностей, связанных с отсутствием эффекта или рецидивом дизартрии.

Дыхательная гимнастика

Дизартрия у ребенка нередко сопровождается нарушением процесса дыхания. У малышей с коммуникативными нарушениями его особенности заключаются в активном подключении к процессу ключиц и плеч, отказу от задействования диафрагмы. На занятиях по коррекции произношения логопеды уделяют этому моменту повышенное внимание. Существует обширный перечень упражнений и техник, с помощью которых ребенку прививают правильные респираторные привычки, увеличивают объем легких. Это способствует стимуляции работы мозга, расслаблению напряженных мышц, устранению внутренней «зажатости».

Дети с коммуникативными расстройствами не задействуют диафрагму при дыхании.

Артикуляционные упражнения

Основная ставка в развитии нормальной речи у детей с дизартрией делается на улучшение тонуса нужных мышц. Замечено, что без оттачивания артикуляционных движений это не даст полноценного результата. Специальные упражнения подбирает врач, многие из них можно использовать с домашних условиях, что только усилит лечебный эффект. Для улучшения произношения ребенок должен надувать и втягивать щеки вместе или по очереди, имитировать сосание, максимально открывать и закрывать рот.

Хорошее влияние на мышцы оказывает облизывание губ языком и выполнение им разных действий.

Существуют различные приспособления, применяемые в работе логопедами, которые можно использовать и в домашних условиях. Все эти действия надо дополнять проговариванием пословиц, стихов и скороговорок, чтением вслух, исполнением песен.

Дизартрия – это серьезное нарушение речи, которое указывает на наличие проблем в работе головного мозга. Чем раньше явление будет диагностировано профессионалом, тем быстрее начнется лечение. Это позволит избежать негативных последствий для организма и социального развития ребенка.


Рейтинг автора
1
Автор статьи
Ветров Александр Борисович
Врач-невролог-реабилитолог
Написано статей
7
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

В разделе консультаций вы всегда можете проконсультироваться по вашей проблеме и задать интересующие вас вопросы. Консультацию ведёт Погребной Станислав Леонидович. Практикующий врач, Невролог. Опыт работы - 12 лет. Сотрудник кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей НГМУ. Спросить врача