Артикуляционная гимнастика при дизартрии - логопедические задания для детей
6 мин чтения   Статья проверена врачом
Техники артикуляционной гимнастики при дизартрии

Техники артикуляционной гимнастики при дизартрии

Методы лечения речевых расстройств напрямую зависят от их формы, причин, степени нарушения коммуникативной функции. При дизартрии хорошие результаты дает артикуляционная гимнастика, которая составляет основу коррекционной терапии. Направление представлено рядом подходов, каждый из которых обладает своими лечебными свойствами, характеристиками и особенностями. Выполнять упражнения можно не только под контролем логопеда, но и в домашних условиях. Перед стартом терапевтического курса следует освоить правила выполнения процедур, дополнив все это другими способами борьбы с дизартрией.

Гимнастику можно проводить со специалистом.

Что такое артикуляционная гимнастика


Под термином «артикуляционная гимнастика» подразумевается комплекс специальных упражнений, выполнение которых способствует укреплению мышц, отвечающих за речь. Методика включает принципы отработки правильного дыхания, выполнение упражнений по нормализации мышечного тонуса и приемов оттачивания звукопроизношения. К подходу можно прибегать для лечения или профилактики речевых расстройств. Также сеансы способствуют ускорению развития коммуникативной функции у ребенка. При дизартрии применяются приемы пассивной и активной артикуляционной гимнастики.

Для повышения эффективности подхода его надо сочетать с упражнениями по разработке крупной и мелкой моторики, тренировкой слуховой памяти.

Активная артикуляционная гимнастика

При легкой форме заболевания именно с активной формы терапии начинают лечение дизартрии. В тяжелых случаях подход применяют для закрепления и усиления выраженности положительных результатов, достигнутых пассивной формой гимнастики. Занятия строятся по принципу подражания пациента педагогу. Логопед или родитель показывает необходимые к выполнению активные движения, а ребенок старается их повторить. По мере проявления признаков прогресса методика усложняется – больному дают различные предметы, которые он должен удерживать губами или ртом во время работы. При этом он не должен делать вспомогательные движения пальцами, а полагаться только на силу артикуляционных мышц.

Когда происходить прогресс в лечении, больному дают различные предметы для тренировки.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений, которые применяются при тяжелом течении дизартрии, когда артикуляционные мышцы настолько слабы, что ребенок не может ими двигать. Обычно сеансы подразумевают прямую работу логопеда, который с помощью инструментов делает массаж в углублениях под языком, механически воздействует на ткани. Это способствует восстановлению нормального мышечного тонуса в проблемных волокнах, повышению их функциональности. Со временем это приводит к тому, что ребенок начинает сам управлять своими мышцами, что позволяет постепенно подключать упражнения из активной артикуляционной гимнастики.

Как она помогает при дизартрии


Комплексное лечение речевых нарушений, основу которого составляет артикуляционная гимнастика, при правильном подходе может дать скорый и очевидный эффект. Целью курса становится отработка правильного положения органов во время речи и оттачивание нужных для этого движений.
Дополнительно должна происходить автоматизация произношения звуков, нормализация процесса их формирования, постановка достаточной силы голоса. В результате занятий пациент не только избавится от нарушений артикуляции и восстановит подвижность всех частей речевого аппарата, но и доведет нужные действия до автоматизма.

Результаты систематического выполнения упражнений при дизартрии:

  • расслабление охваченных спазмом мышц, необходимых для формирования речи, устранение гипертонуса;
  • повышение силы ослабленных или плохо иннервируемых мышечных волокон и точности их действия;
  • доведение сокращения мышц до автоматизма с достижением достаточной амплитуды их работы;
  • постановка необходимой скорости двигательных действий;
  • появление у артикуляционного аппарата возможности выполнять сложные движения и быстро переключаться с одних упражнений на другие.
Занятия дают возможность речевому аппарату выполнять сложные движения.

Все эти результаты достигаются за счет систематического выполнения определенных действий. Набор артикуляционных упражнений подбирается врачом. Если занятия планируется проводить в домашних условиях, специалист обязан дать родителям или педагогу подробную инструкцию по работе с ребенком.

Организация проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии


Обычно при лечении дизартрии профессиональная работа логопеда с ребенком должна дополняться домашними сеансами. В этом случае с детьми занимаются родители, которым следует изучить особенности выполнения процедур. От соблюдения этих рекомендаций зависит эффективность коррекционной терапии.

Правила проведения сеансов лечения дизартрии у детей с помощью артикуляционной гимнастики:

  • занятия надо проводить ежедневно. Не считая визитов к логопеду комплекс упражнений следует повторять до 4 раз в день, каждый раз затрачивая на это около 5 минут;
  • нельзя допускать, чтобы пациент переутомился или начал испытывать негативные эмоции по отношению к гимнастике. Работа над артикуляцией должна доставлять ему удовольствие, только в этом случае можно рассчитывать на прогресс;
  • при выполнении упражнений важно соблюдение их последовательности, установленной врачом. Их перечень должен регулярно обновляться за счет приемов увеличенной сложности. При этом за один раз должно вводиться всего одно новое действие;
  • для детей с дизартрией желательно оборудовать дома специальное рабочее место, оснащенное удобным стулом и зеркалом;
  • каждое занятие должно начинаться с разминки мышц рта, дыхательной гимнастики, простейшего логопедического массажа;
  • каждое действие надо выполнять не менее пяти раз;
  • если прием подразумевает удержание артикуляционной позы, то на один подход отводится от 10 до 15 секунд.
Для занятий нужно организовать место со стулом и наличием зеркала.

Эффективность артикуляционной терапии при дизартрии повысится, если каждое удачное действие ребенка сопровождать похвалой или поощрением. Желательно найти способы мотивировать больного, чтобы постоянно поддерживать его интерес к занятиям. Отсутствие результатов или неправильное выполнение упражнения пациентом не допускает критики. Иногда малышам оказывается сложно работать с родителями, тогда их следует регулярно водить к логопеду или задуматься об обращении за помощью к психологу.


Варианты упражнений

Проведение артикуляционной гимнастики начинается со специального массажа, призванного расслабить напряженные мышцы и повысить силу ослабленных волокон.
За этим следует выполнение пассивных и, в силу возможностей пациента, активных упражнений. Иногда приемы чередуются несколько раз за занятие с упором на самые проблемные моменты.

Комплекс упражнений пассивной артикуляционной гимнастики при дизартрии:


  • принудительные движения языком вперед-назад, влево-вправо, вверх-вниз;
  • подъем кончика языка к твердому небу и его опускание к дну ротовой полости;
  • динамичные движения основным речевым органом в разные стороны;
  • вытягивание языка изо рта и осуществление попыток отвести его в сторону носа или подбородка;
  • поочередный массаж верхней и нижней губы путем установления на каждой указательных пальцев и их сведения к центру;
  • придание рту формы трубочки;
  • подъем верхней и отведение нижней губы;
  • формирование «улыбки» путем установления указательных пальцев в уголках рта и их растягивания;
  • принудительное закрытие рта и крепкое смыкание губ;
  • складывание губ таким образом, чтобы они привыкали к произнесению гласных звуков.
Придание губам формы трубочки — это одно из упражнений для лечения.

Пассивная часть занятия проводится под строгим контролем врача или родителя. Далее начинаются активные приемы, для применения которых малыша усаживают перед зеркалом. Пациент должен наблюдать за действиями педагога, повторять их, следить за правильностью их выполнения в отражении.

Комплекс активных артикуляционных упражнений при дизартрии:

  • выпучивание глаз с подъемом надбровной зоны в гримасе удивления;
  • частое систематическое или беглое моргание глазами;
  • надувание правой и левой щек по очереди, затем одновременно;
  • забор воздуха под верхнюю и нижнюю губу по очереди, затем одновременно;
  • выполнение положения «забор». Губы растягиваются в улыбке, обнажая плотно сжатые зубы;
  • выдвижение языка вперед с его последующим расслаблением;
  • выдвижение языка вперед в попытке скрутить его в трубочку, притягивая края органа друг к другу;
  • прикосновение языком к верхней и нижней губе, их обведение;
  • попытки дотянуться основным органом речи до носа, подбородка, щек;
  • формирование языком различных звуков – цоканье, щелканье, клацанье;
  • движение нижней челюстью – ее выдвижение вперед, отведение в одну и другую сторону.

В соответствии с негласной рекомендацией положение «забор» надо чередовать с выполнением всех упражнений. При этом время от времени следует расслаблять артикуляционный аппарат, чтобы мышцы всегда находились в динамике, а не напрягались в статичном положении.


Упражнение «Забор» также применяется в лечении больных.

Логопедическая ритмика при дизартрии

Одним из вспомогательных направлений лечебной гимнастики является логопедическая ритмика. Следует понимать, что речевые нарушения напрямую связаны с проблемами моторики. Если развивать двигательную активность ребенка, можно существенно снизить выраженность дизартрии.

Специально подобранные физические упражнения, дополненные музыкой и текстом, оживляют обменные процессы и стимулируют работу центральной нервной системы.

Существенным плюсом становится тот факт, что дети положительно реагируют на музыкальное сопровождение, занимаются с особым удовольствием, раскрепощаются.

Набор действий, их амплитуда, ритм и темп подбираются врачом индивидуально в соответствии с особенностями ситуации. Важное значение имеет тип музыки, которая является стимулятором физической активности. Если все скомбинировано правильно, результатом занятий станет стремительное развитие и закрепление ритмических рефлексов, устранение лишних телодвижений. Приемы позволяют установить баланс в работе нервной системы малыша, нормализовать его эмоциональный фон. Организм научится распознавать основные акустические раздражители и адекватно на них реагировать. Работа может проводиться в группе или индивидуально, иногда врачи рекомендуют сочетать подходы.

Дизартрия – тяжелое состояние и опасный диагноз, который очень часто ставится в детском возрасте. Своевременное начало терапии с использованием принципов артикуляционной гимнастики является залогом успешной борьбы с речевым расстройством.


Рейтинг автора
1
Автор статьи
Ветров Александр Борисович
Врач-невролог-реабилитолог
Написано статей
7
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

В разделе консультаций вы всегда можете проконсультироваться по вашей проблеме и задать интересующие вас вопросы. Консультацию ведёт Погребной Станислав Леонидович. Практикующий врач, Невролог. Опыт работы - 12 лет. Сотрудник кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей НГМУ. Спросить врача